Лекция 1. Предмет и основные понятия информатики

Сигналы — результат энергообмена между физическими телами или полями. При взаимодействии сигналов с физическими телами в последних возникают определенные изменения свойств — это явление называется регистрация сигналов. Такие изменения можно наблюдать, измерять или фиксировать — при этом возникают и регистрируются новые сигналы, то есть — образуются данные.

Данные — это зарегистрированные сигналы, являющиеся составной частью информации. Физический метод регистрации может быть любым: механическое перемещение тел. изменение их формы или параметров качества поверхности, изменение электрических, магнитных, оптических характеристик, химического состава и (или) характера химических связей, изменение состояния электронной системы и многое другое. В соответствии с методом регистрации данные могут храниться и транспортироваться на носителях различных типов.

Носители данных — самым распространенным носителем данных, хотя и не самым экономичным, является бумага. На бумаге данные регистрируются путем изменения оптических характеристик её поверхности. Изменение оптических свойств (изменение коэффициента отражения поверхности в определенном диапазоне длин волн) используются также в устройствах, осуществляющих запись лазерным лучом на пластмассовых носителях с отражающим покрытием. В качестве носителей, использующих изменение магнитных свойств, можно назвать магнитные ленты и диски. Регистрация данных путем изменения химического состава поверхностных веществ носителя широко используется в фотографии. На молекулярном уровне происходит накопление и передача данных в живой природе.

Любой носитель можно характеризовать параметром разрешающая способность (количеством данных, записанных в принятой для носителя единице измерения) и динамическим диапазоном (логарифмическим отношением интенсивности амплитуд максимального и минимального регистрируемого сигналов). От этих свойств носителя нередко зависят такие свойства информации, как полнота, доступность и достоверность.

 

Информация

Информация — это совокупность данных (зарегистрированных сигналов), которая воспринимается из окружающей среды, выдается в окружающую среду или сохраняется внутри определенной системы. Информация существует в виде документов, чертежей, рисунков, текстов, звуковых и световых сигналов, электрических и нервных импульсов и т.п.

Важнейшие свойства информации:

  • объективность и субъективность информации — понятие объективности информации является относительным. Это и понятно, ели учесть, что сами методы обработки или сбора информации являются субъективными. Более объективной будет та информация, в которую методы вносят меньший субъективный элемент. В качестве примера можно рассмотреть фотографию и рисунок, сделанный человеком, одного и того же природного объекта. Понятно, что фотоаппарат беспристрастен и сделает объективный снимок, в отличие от человека, который может приукрасить или наоборот ухудшить вид объекта, имея свое субъективное отношение к нему;
  • полнота информации — во многом характеризует качество информации и определяет достаточность данных, для принятия решений или для создания новых данных на основе имеющихся. Чем полнее данные, тем шире диапазон методов, которые можно использовать, тем проще подобрать метод, вносящий минимум погрешностей в ход информационного процесса;
  • достоверность информации — данные возникают в момент регистрации сигналов, но не все зарегистрированные сигналы являются нужными. Всегда присутствует какой-то уровень посторонних сигналов, в результате чего образуется “информационный шум». Чем меньше уровень “шума”, тем достовернее полученная информация;
  • адекватность информаций — это степень соответствия реальному состоянию дел. Неадекватная информация может образовываться при создании новой информации на основе неполных или недостоверных данных. Однако и полные, и достоверные данные могут приводить к созданию неадекватной информации в случае применения к ним неадекватных методов обработки;
  • доступность информации — мера возможности получить ту или иную информацию. На степень доступности информации влияют одновременно как доступность данных, так и доступность адекватных методов для их интерпретации. Отсутствие доступа к данным или отсутствие адекватных методов обработки данных приводит к недоступности информации. Отсутствие адекватных методов для работы с данными во многих случаях приводит к применению неадекватных методов, в результате чего образуется неполная, неадекватная или недостоверная информация;
  • актуальность информации — это степень соответствия информации текущему моменту времени. Поскольку информационные процессы растянуты во времени, то достоверная и адекватная, но устаревшая информация может приводить к ошибочным решениям. Необходимость поиска адекватного метода для работы с данными может приводить к такой задержке в получении информации, что она становится неактуальной и ненужной.

 

Информатика, документалистика и кибернетика.

Информатика — это комплексная, техническая наука, систематизирующая приемы создания, хранения, воспроизведения, обработки и передачи, данных средствами вычислительной техники, а также принципы функционирования этих средств и методы управления ими.

Появление информатики обусловлено возникновением и распространением новой технологии сбора, обработки и передачи информации, связанной с фиксацией данных на носителях различного типа.

В качестве первоисточников информатики обычно называют две науки — документалистику и кибернетику.

Термин «информатика» происходит от французского слова Informatique, образованного в результате объединения терминов Informacion (информация) и Automatique (автоматика). В англоязычных странах используется термин — Computer Science (наука о средствах вычислительной техники). Теперь эти термины являются синонимами и используются для обозначения науки о преобразовании информации, которая базируется на использовании вычислительной техники.

Документалистика — наука, основным предметом которой является изучение рациональных средств и методов повышения эффективности документооборота.

Кибернетика (от греч. kybernetike — искусство управления, от kybernao — правлю рулём, управляю), наука об управлении, связи и переработке информации. Предметом кибернетики являются принципы построения и функционирования систем автоматического управления, а основными задачами — методы моделирования процесса принятия решений техническими средствами, связь между психологией человека и математической логикой, связь между информационным процессом отдельного индивидуума и информационными процессами в обществе, разработка принципов и методов искусственного интеллекта.

 

Предмет и основной вопрос информатики

Информатика очень близка к технологии, поэтому ее предмет нередко называют информационной технологией.

Предмет информатики как науки составляют:

  • аппаратное обеспечение средств вычислительной техники;
  • программное обеспечение средств вычислительной техники;
  • средства взаимодействия аппаратного и программного обеспечения;
  • средства взаимодействия человека с аппаратными и программными средствами.

Как видно из этого списка, в информатике особое внимание уделяется вопросам взаимодействия. Взаимодействие в информатике обозначается термином интерфейс. Методы и средства взаимодействия человека с аппаратными и программными средствами называются — пользовательским интерфейсом. Соответственно, существуют аппаратные, программные и аппаратно-программные интерфейсы.

Основная задача информатики — это систематизация приемов и методов работы с аппаратными и программными средствами вычислительной техники.

Цель систематизации состоит в том, чтобы выделять, внедрять и развивать передовые, более эффективные технологии автоматизации этапов работы с данными, а также методически обеспечивать новые технологические исследования.

Информатика — практическая наука. Ее достижения должны проходить проверку на практике и приниматься в тех случаях, если они отвечают критерию повышения эффективности. В составе основной задачи сегодня можно выделить такие основные направления информатики для практического применения:

  • архитектура вычислительных систем (приемы и методы построения систем, предназначенных для автоматической обработки данных);
  • интерфейсы вычислительных систем (приемы и методы управления аппаратным и программным обеспечением);
  • программирование (приемы, методы и средства разработки комплексных задач);
  • преобразование данных (приемы и методы преобразования структур данных);
  • защита информации (обобщение приемов, разработка методов и средств защиты данных);
  • автоматизация (функционирование программно-аппаратных средств без участия человека);
  • стандартизация (обеспечение совместимости между аппаратными и программными средствами, между форматами представления данных, относящихся к разным типам вычислительных систем).

На всех этапах технического обеспечения информационных процессов для информатики ключевым вопросом является эффективность.

  • Эффективность аппаратных средств — это соотношение производительности оснащения к его стоимости.
  • Эффективность программного обеспечения — это производительность работающих с соответствующим программным обеспечением пользователей.
  • Эффективность программирования — это объем программного кода, созданного программистом за единицу времени.

В информатике все жестко ориентировано на эффективность. Вопрос как осуществить ту или другую операцию для информатики важный, но не основной. Основным вопросом информатики является то, как совершить данную операцию эффективно.

 

Информационный процесс, информационная система и информационная технология

В рамках информатики, как технической науки, можно сформулировать понятия информации, информационной системы и информационной технологии.

Информационный процесс — это некоторые действия, когда данные преобразовываются в информацию. Обработка данных включает в себя множество разных операций, основными из которых являются:

  • сбор данных — накопление информации с целью обеспечения достаточной полноты для принятия решения;
  • формализация данных — приведение данных, которые поступают из разных источников к единой форме;
  • фильтрация данных — устранение лишних данных, которые не нужны для принятия решений;
  • сортировка данных — приведение в порядок данных за заданным признаком с целью удобства использования;
  • архивация данных — сохранение данных в удобной и доступной форме;
  • защита данных — комплекс мер, направленных на предотвращение потерь, воспроизведения и модификации данных;
  • транспортирование данных — прием и передача данных между отдаленными пользователями информационного процесса. Источник данных принято называть сервером, а потребителя — клиентом;
  • преобразование данных — преобразование данных из одной формы в другую, или из одной структуры в другую, или изменение типа носителя.

Информационная система

В информатике понятие «система» чаще используют относительно набора технических средств и программ. Системой называют также аппаратную часть компьютера. Дополнение понятия «система» словом «информационная» отображает цель ее создания и функционирования.

Информационная система — это взаимосвязанная совокупность средств, методов и персонала, используемая для сохранения, обработки и выдачи информации с целью решения конкретной задачи.

Современное понимание информационной системы предусматривает использование компьютера, как основного технического средства обработки информации. Компьютеры, оснащенные специализированными программными средствами, являются технической базой и инструментом информационной системы.

В работе информационной системы можно выделить следующие этапы:

  1. Зарождение данных — формирование первичных сообщений, которые фиксируют результаты определенных операций, свойства объектов и субъектов управления, параметры процессов, содержание нормативных и юридических актов и т.п.
  2. Накопление и систематизация данных — организация такого их размещения, которое обеспечивало бы быстрый поиск и отбор нужных сведений, методическое обновление данных, защита их от искажений, потерь, деформирования и др.;
  3. Обработка данных — процессы, вследствие которых на основании прежде накопленных данных формируются новые виды данных: обобщающие, аналитические, рекомендательные, прогнозные. Производные данные тоже можно обрабатывать, получая более обобщенные сведения;
  4. Отображение данных — представление их в форме, пригодной для восприятия человеком. Прежде всего — это вывод на печать, то есть создание документов на, так называемых, твердых (бумажных) носителях. Широко используют построение графических иллюстративных материалов (графиков, диаграмм) и формирование звуковых сигналов.

Подавляющее большинство информационных систем работает в режиме диалога с пользователем. Типичные программные компоненты информационных систем включают:

  • диалоговую подсистему ввода-вывода;
  • подсистему прикладной логики обработки данных;
  • подсистему логики управления данными.

Значительная часть функциональных возможностей информационных систем закладывается в системном программном обеспечении: операционных системах, системных библиотеках и конструкциях инструментальных средств разработки.

Кроме программной составной информационных систем важную роль играет информационная составная, которая задает структуру, атрибутику и типы данных, а также тесно связана с логикой управления данными.

Для сетевых информационных систем важным элементом является коммуникационный сервис, обеспечивающий взаимодействие узлов сети при общем решении задачи.

 

Информационные технологии

Технология — это способ освоения человеком материального мира с помощью социальноорганизованной деятельности, которая включает три компоненты:

  • информационную (научные принципы и обоснование);
  • материальную (орудие работы);
  • социальную (специалисты, имеющие профессиональные навыки).

Эта триада составляет сущность современного понимания — технологии.

Понятие информационной технологии появилось с возникновением: информационного общества, основой социальной динамики в котором являются не традиционные материальные, а информационные ресурсы: знания, наука, организационные факторы, интеллектуальные способности, инициатива, творчество и т.д. Наиболее удачным определением понятия информационной технологии дано академиком Глушковым В.М., который трактовал ее как человеко-машинную технологию сбора, обработки и передачи информации, которая базируется на использовании вычислительной техники. Эти технологии быстро развиваются, охватывая все виды общественной деятельности.

Информационное общество

Информационное общество — концепция постиндустриального общества; историческая фаза развития цивилизации, в которой главными продуктами производства являются информация и знания.

Отличительные черты информационного общества:

  • увеличение роли информации и знаний в жизни общества;
  • возрастание доли информационных коммуникаций, продуктов и услуг в валовом внутреннем продукте;
  • создание глобального информационного пространства, обеспечивающего: (а) эффективное информационное взаимодействие людей; (б) их доступ к мировым информационным ресурсам и (в) удовлетворение их потребностей в информационных продуктах и услугах.

Учитывая глубину и размах технологических и социальных последствий компьютеризации и информатизации различных сфер общественной жизни, их нередко называют компьютерной или информационной революцией. Более того, ученые развитых капиталистических стран выдвинули различные варианты так называемой концепции «информационного общества», имеющие своей целью объяснение новейших явлений, порожденных новым этапом научно- технического прогресса, компьютерной и информационной революцией.

Западные политологи и политэкономы склоняются к тому, чтобы провести резкую грань, отделяющую концепцию информационного общества от постиндустриализма. Однако, хотя концепция информационного общества призвана заменить теорию постиндустриального общества, ее сторонники .повторяют и дальше развивают ряд важнейших положений технократизма, постиндустриализма и традиционной футурологии.

Технократизм — власть науки и техники. Прежде всего, применительно к построению «нового общества», четко структурированного и основанного на науке. Определяющими в экономике такого общества, в конечном счете, оказываются разные взгляды от науки, и как следствие развитие науки является первостепенной задачей, которая позволит разрешить все проблемы. Социальная структура такого общества базируется не на отношениях собственности, а на знаниях и квалификации.

Индустриализм — концепция, провозглашающая преимущество крупной машинной индустрии по сравнению с другими отраслями производства.

Постиндустриализм — широко распространенный в западной социологии термин, применяемый для обозначения современного общества. Концепция постиндустриализма была разработана американским социологом Д. Беллом. Своеобразие историко-культурного развития капитализма в различных странах обусловило формирование разных вариантов концепции П.О., среди которых можно выделить два основных: либеральное, опирающееся на американскую модель капиталистического развития, и радикальное, основывающееся на европейской модели.

Переход от индустриального к постиндустриальному обществу определяется рядом факторов.

  • Во-первых, это изменение от товаропроизводящей к обслуживающей экономике, что означает превосходство сферы услуг над сферой производства. В США в 1990-х более 65% рабочей силы было в обслуживании, около 30% в производстве, около 5% в сельском хозяйстве. Сфера обслуживания содержит огромное множество услуг — от внутренних до научных исследований и науки. Основной чертой изменений явилось то, что расширение в человеческих и профессиональных услугах оказалось важнее, чем транспортные услуги или услуги предприятий общественного пользования.
  • Во-вторых, это изменения в социальной структуре общества, когда классовое деление уступает место профессиональному, с включением таких профессиональных групп, как служащие профессиональные и технические, управляющие и администрация и др. (свыше 50%). так называемые «синие воротнички» (33%), обслуживающие рабочие (17%).
  • В-третьих, это подъем «информационной экономики». Категории сельского хозяйства, производства и услуг выросли из старых социально-расчетных систем, и они тем не менее позволяют увидеть подъем важных новых секторов, особенно секторов знаний и информации. В развитых западных странах под «научные промышленности» рассчитывается примерно 30% валового национального продукта.
  • В-четвертых, это расширение неприбыльного сектора. Основное направление — от расширения в профессиональной и технической работе к расширению государственных услуг, особенно в сферах образования, здоровья и благосостояния. Собственность как критерий социальной стратификации общества теряет свое значение, решающим становится уровень образования и знания. В отличие от индустриального общества, где основной конфликт между трудом и капиталом обусловлен сосредоточением собственности в руках капиталистов, в П.О. основной конфликт проявляется в борьбе между знанием и некомпетентностью.

В настоящее время большое признание получают важные, с точки зрения социологии постиндустриализма, предсказания Белла о дальнейшем развитии постидустриализма и переходе его в информационное общество.

Информационное общество — рассматривается как качественно новый период в развитии цивилизации. Понятие было сформулировано на Западе в 1980-е в связи с широко развернувшейся микроэлектронной революцией. Со временем оно обрело статус одного из самых распространенных и общих названий всех философско-социологических и футурологических концепций сначала в США, а затем и в странах Западной Европы, Японии. Употребление термина «информационное общество» широко распространено на Западе для характеристики современного состояния общественно-экономического развития.

Информационное общество характеризуется определяющей ролью и высоким уровнем развития информационных технологий. Главным фактором общественных изменений становится производство и использование информации; теоретическое знание, как высшая ценность и основной товар, становится фактором формирования новой социальной структуры общества, новых моделей управления. Если в традиционном обществе с характерной для него «собирающей экономикой» основным ресурсом является земля, а в индустриальную эпоху в условиях «товаропроизводящей экономики» центральное место занимают собственность и капитал, то в информационном обществе происходит переход к «обслуживающей экономике», когда доминирующую роль начинает играть сфера услуг, причем услуг информационных.

Формируется «четвертичный» (информационный) сектор экономики (наряду с сельским хозяйством, промышленностью и сферой услуг) под влиянием быстро развивающейся системы социальных коммуникаций и информации. По мере развития сервисного и информационного секторов богатство утрачивает свое материальное воплощение (земля, капитал), возникает символический капитал — знания. Роль экономики (как производства материальных благ) в жизни общества постепенно убывает, происходит дестандартизация и индивидуализация в сфере производства и потребления. Меняется характер труда по пути его автоматизации (внедряются безлюдные технологии, возникает парадокс «исчезновения труда» в непосредственном производстве), а также в направлении гуманизации и расширения участия работников в управлении производством. Складывается «суперсимволическая система создания общественного богатства» (Тоффлер*), основанная на использовании информационных технологий, то есть, прежде всего, умственных способностей человека. Эти изменения создают условия для распространения домашнего труда на основе электронной техники («электронный коттедж» у Тоффлера).

В информационном обществе возрастает важность высшего образования, новая экономика вознаграждает познавательные и творческие способности, а также гибкость, индивидуализм и способность к быстрому приспособлению в постоянно меняющихся условиях.

Организационные структуры бюрократического типа замещаются подвижными структурами более мелких временных союзов владельцев общей информации, а стиль руководства меняется от управления к лидерству. Знание и информация являются основой организации

информационного общества, а также ключевым источником инноваций и социального динамизма.

В доиндустриальную эпоху основными социальными институтами являлись армия и церковь, в индустриальном обществе — корпорация и фирма, а в центре информационной цивилизации оказываются университеты (у Белла* — «мультипверситеты» — разросшиеся академические университеты и учреждения, аналоги монополистических корпораций в сфере науки и образования). Согласно другой позиции, ни один социальный институт в информационном обществе не будет играть центральную роль, и общество будет организовано в форме сети, а не иерархии институтов (Тоффлер).

В новом обществе изменяется природа власти, которая приобретает высшее качество и максимальную эффективность. В аграрном обществе источником власти было принуждение, в индустриальном — власть была основана на богатстве, а в информационном обществе определяющим фактором осуществления власти становится знание как неисчерпаемый, универсальный и демократичный по своей природе капитал.

Основными факторами статусной дифференциации становятся образование, профессионализм и квалификация. Происходит рассеивание собственности и превращение капитала в акционерную форму, что обеспечивает потенциальную возможность включения в управление фактически каждого.

Власть переходит от класса собственников к образованной правящей элите. В новой ситуации основной социальный конфликт заключается не в противоречии между трудом и капиталом, а в столкновении между знанием и некомпетентностью. Знания и контроль над информацией означают обладание властью и возможность влияния.

В экономической сфере локализация власти смещается из сферы производства в сферу распределения; отсутствие информации лишает возможности участия в принятии решений и организации. Возникают новые формы конфликта — «информационные войны» (Тоффлер).

Информация в информационном обществе является основой не только конфликтов, но и социального взаимодействия. Специфическими чертами информационного общества являются дестандартизация и демассификация всех сторон социальной жизни, а также высокий уровень инновативности и ускоренные темпы социальных изменений. Это означает, с одной стороны, интенсификацию и неустойчивость социальных связей, преобладание «модульных» отношений в сфере межличностного общения (связь устанавливается не с целостной личностью, а только с определенной ее функцией), рост социальной напряженности, а с другой — высокую социальную мобильность (особенно среди профессионалов и интеллектуалов).

В отношении потребления продукции формируется новая установка — культура «вещей одноразового использования». Общественные и индивидуальные ценностные системы также подвержены быстрой трансформации и носят временный характер. В информационном обществе возникает множество независимых ценностных систем, предлагаемых различными социальными институтами и субкультурами, так что человек сталкивается с проблемой выбора — в стиле потребления, в образовании, культурной ориентации.

Во многом изложенная концепция информационного общества является философской и футуристической, особенно относительно природы власти и приуменьшение значения капитала. При этом нельзя не согласиться с мыслями о том, что основополагающим в таком обществе будут знание и квалификация, а информация станет своего рода капиталом. Уже сейчас бытует мнение: ” Кто владеет информацией — владеет миром!’’

Еще один западный ученый, У. Мартин, предпринял попытку выделить и сформулировать основные характеристики информационного общества по следующим критериям:

  • Технологический: ключевой фактор — информационная технология, которая широко применяется в производстве, учреждениях, системе образования и в быту.
  • Социальный: информация выступает в качестве важного стимулятора изменения качества . жизни, формируется и утверждается «информационное сознание» при широком доступе к информации.
  • Экономический: информация составляет ключевой фактор в экономике в качестве ресурса, услуг, товара, источника добавленной стоимости и занятости.
  • Политический: свобода информации, ведущая к политическому процессу, который характеризуется растущим участием и консенсусом между различными классами и социальными слоями населения.
  • Культурный: признание культурной ценности информации посредством содействия утверждению информационных ценностей в интересах развития отдельного индивида и общества в целом.

При этом Мартин особо подчеркивает мысль о том, что коммуникация представляет собой «ключевой элемент информационного общества». Он отмечает, что, говоря об информационном обществе, его следует принимать не в буквальном смысле, а рассматривать как ориентир, тенденцию изменений в современном западном обществе. По его словам, в целом эта модель ориентирована на будущее, однако в развитых странах уже сейчас можно назвать целый ряд вызванных информационной технологией изменений, которые подтверждают концепцию информационного общества.

Среди этих изменений Мартин перечисляет следующие:

  • структурные изменения в экономике, особенно в сфере распределения рабочей силы;
  • возросшее осознание важности информации;
  • растущее осознание необходимости компьютерной грамотности;
  • широкое распространение информационной технологии;
  • поддержка правительством развития компьютерной микроэлектронной технологии и телекоммуникаций.

В свете этих изменений, как считает Мартин, информационное общество можно определить как общество, в котором качество жизни так же, как перспективы социальных изменений и экономического развития, в возрастающей степени зависят от информации и ее эксплуатации. В таком обществе стандарты жизни, формы труда и отдыха, система образования и рынок находятся под значительным влиянием достижений в сфере информации и знания.

Говоря об изменениях и сдвигах, способствующих переходу современного развитого общества в качественно новую стадию или, как говорят, в информационное общество, сторонники рассматриваемой концепции опираются на объективные процессы развития наукоемких, энерго- и трудосберегающих отраслей экономики, процессы роботизации производства, компьютеризации и информатизации важнейших сфер общественной, культурной, научной, политической жизни и образовании.

Информатизация и компьютеризация требуют от людей новых навыков, новых знаний и нового мышления, призванных обеспечить адаптацию к условиям и реалиям компьютеризированного общества и обеспечить ему достойное место в этом обществе. Исходя из этого, нельзя не согласиться с У. Мартином в том, что информатизация оказывает влияние на образ и качество жизни всех членов общества, как на индивидуальном, так и на организационном уровне, на рабочем месте и в быту. Представляет собой силу, которая не просто трансформирует жизнь целых сообществ, но способствует перестройке самого «контекста отношений между людьми».

 

Цифровой барьер

Цифровой барьер (англ. digital divide) — ограничение возможностей для социальной группы из-за отсутствия у нее доступа к современным средствам коммуникации. Термин появился как обозначение раскола в семье, когда муж слишком много времени проводил за компьютером в ущерб всему остальному, и жена не могла с этим смириться.

В настоящее время «digital divide» является термином социально-политического характера. В современном мире, где информация наряду с природными ресурсами становится одной из основных: ценностей, а многие из государственных услуг (включая медицину, образование, социальное обеспечение, выборные механизмы) становятся электронными, подобная ситуация может стать достаточно критичной. Именно поэтому информационное неравенство признано сегодня одной из наиболее актуальных мировых социальных проблем.

На возможности ущемленной группы влияют отсутствие или ограниченный доступ к телевидению, Интернет, телефонной связи (мобильной и стационарной), радио и других источников информации, ограничивает возможности этой группы в поиске работы, налаживании социальных связей, культурном и научном обмене, может негативно влиять на экономическую эффективность, развитие и сохранение культуры, уровень образования. Согласно общепринятым воззрениям на информационное общество, его специфика такова, что свободный обмен информацией способствует преодолению нищеты и неравенства, однако у тех, кто отключен от такого обмена, перспективы катастрофически ухудшаются.

Термин применяется как в отношении разницы между странами (пример: в Исландии доступ к Интернет имеет более 86 % населения, а в Либерии — 0,03 %), так и в отношении разницы в возможностях разных социальных слоев внутри одного общества.

Некоторые наблюдатели видят в этом явлении целенаправленную «политику исключения», которую ведут те или иные страны и общества — взамен прежней политики репрессий. На саммите ООН по информационному обществу (WSIS) в декабре 2003 .года по инициативе большинства стран-участников третьего мира была принята Декларация, призывающая западные страны сделать все, чтобы преодолеть «цифровое разделение» в его сегодняшнем виде к 2012 году, однако ведущие европейские страны и Япония даже не делегировали на саммит своих официальных представителей.

Информационная война

Информационная война — это комплексная стратегия достижения информационного превосходства при противоборстве в конфликте путем воздействия на информационную среду противника и одновременном обеспечении безопасности собственной информационной среды. А так же комплекс мероприятий по информационному воздействию на массовое сознание в условиях информационной открытости для изменения поведения людей и навязывания им целей, которые не входят в число их интересов.

Уточним некоторые понятия этого определение по пунктам:

Информационное воздействие — чисто информационное, тоесть незадействующее психотропные препараты, прямой шантаж и запугивание, подкуп, физическое воздействие и т. п.

Хотя указанные воздействия могут применяться параллельно с информационной войной, они не являются обязательным элементом.

Объектом воздействия в информационных войнах является массовое сознание, а не индивидуальное. То есть, могут учитываться особенности каких-то больших групп, но никак не индивидуальные особенности или типы личности. Можно сказать, что методы информационной войны воздействуют на массовое сознание аналогично тому, как методы психотерапии воздействуют на сознание индивидуальное.

Информационная открытость отличает информационную войну от идеологической — тоталитарной пропаганды, когда всё воздействие строится на исключении альтернативных источников информации и сводится к банальному обману или «монополии на правду». Методы информационной войны предусматривают наличие у субъекта воздействия различной информации, но принять он должен именно те установки, которые ему навязывают.

Навязывание чуждых целей — это то, что делает информационную войну войною и отличает её от обычной рекламы. Возможно, стоит даже сказать более жёстко — «…целей, которые противоположны их интересам »,

По соотношению «эффективность — себестоимость» информационные войны является в настоящее время самым перспективным способом «продолжения политики иными средствами».

Информационные войны можно трактовать как составляющую часть информационной борьбы. Особенность информационной борьбы заключается в том, что она ведется постоянно — в мирное и в военное время.

Организация и ведение информационной борьбы подчиняются определенным закономерностям:

  1. Информационная борьба является самостоятельной формой конфликта и не может рассматриваться как разновидность его вооруженной составляющей.
  2. Информационная борьба всегда бескомпромиссна.
  3. Роль информационной борьбы повышается по мере углубления информатизации общества. Расширение сферы применения новейших информационных технологий повышает их уязвимость и снижает их устойчивость. В ходе информационной борьбы происходит постоянное увеличение числа косвенных участников конфликта, вовлекаемых в него по мере углубления информатизации общества.
  4. Информационная борьба ведется непрерывно на протяжении всего конфликта.
  5. Следствия ведения информационной борьбы не всегда очевидны для тех, против кого она ведется.
  6. Информационная борьба носит упреждающий характер. Только после завоевания информационного превосходства над противником возможно принятие адекватных решений и эффективное разрешение конфликта.
  7. Развитие и исход информационной борьбы происходят в пользу стороны, обладающей более высоким информационным и технологическим потенциалом.

Главным инструментарием ведения информационной борьбы и информационной войны выступает информационное оружие — совокупность методов и средств разрушения (похищения) информации, запрета доступа к ней законных владельцев, разрушения систем телекоммуникационного обеспечения жизнедеятельности противника.

Основными свойствами информационного оружия являются:

  1. Скрытность (возможность достижения целей войны без ее объявления);
  2. Масштабность (возможность нанесения противнику невосполнимого ущерба);
  3. Универсальность (возможность применения военными и невоенными структурами агрессора).

Угроза информационных войн может исходить от враждебных государств, от террористических групп и от отдельных личностей. В мирное время информационная война имеет целью подрыв безопасности личности, общества и государства противоположной стороны и защиту собственных национальных интересов. В военное время информационная война сочетается с традиционными способами ведения боевых действий и направлена на информационно- психологическое обеспечение мероприятий по дезинформации противника и защите собственной информации.

В зависимости от объекта воздействия информационные войны подразделяют на информационно-техническую войну и информационно-психологическую войну.

Основной военный аспект информационно-технической войны:

  1. Достижение информационного превосходства над противником в средствах управления и связи;
  2. Получение опережающей информации о стратегической, оперативной или тактической обстановке для принятия соответствующих решений;
  3. Дезинформация противника.

Особый интерес для государств и корпораций представляет экономическая информация, научно- технические и государственные тайны. Новейшие информационные технологии позволяют небольшим автономным и рассеянным группам людей координировать собственную деятельность в реальном масштабе времени через любые расстояния. Доминирующее положение на локальном и глобальном уровне занимают субъекты, действующие в сетевой форме. Эти принципиально новые формы самоорганизации человеческих сообществ нередко возникают внутри уже существующих типов отношений: родоплеменных, иерархических и др. Растет число активных участников неправительственных организаций, владеющих новейшими информационными технологиями: ранее эти группировки были несравнимо слабее субъектов государств и корпоративных структур. Теперь новейшие информационные технологии сняли с групп гражданского общества изоляцию и дали им возможность кооперации, координации, распределения и обмена информацией в планетарном масштабе и в реальном масштабе времени.

Пассивное противодействие информационным войнам в компьютерных сетях — это законное, организационное и программно-техническое противодействие.

Способы организационного противодействия:

  1. Выработка политики в области информационной безопасности
  2. Анализ угроз и методов их нейтрализации
  3. Подбор и обучение персонала
  4. Дисциплина информационной безопасности
  5. Физическая защита помещений и оборудования и др.

Способы программно-технического противодействия:

  1. Защита линии связи
  2. Управление доступом
  3. Технологии «клиент-сервер»
  4. Криптографическая защита данных
  5. Потоковое шифрованное сжатие больших объемов информации
  6. Спецификация технологий разработки независимая сертификация оборудования и программного обеспечения и др.

Активное ведение информационной войны в компьютерных сетях — это:

  1. Кампании дезинформации;
  2. Техно-программные варианты психологических методик фильтрации информации;
  3. «Случайные аварии» стратегически важных систем с компьютерным управлением;
  4. Хакерство;
  5. Программные вирусы и логические бомбы;
  6. Создание боевых групп для активной работы в сетях.

В настоящее время в ряде государств разрабатываются меры противодействия сетевым информационным войнам, создавая специальную сеть для отслеживания распространения информации во всем мире. Это дает возможность автоматически перехватывать любую электронную информацию, распространяемую по мобильным и стационарным телефонам, факсам или электронной почте, непрерывное прослушивание всех коммуникационных каналов с применением словарей ключевых слов, фраз, имен, географических названий, что позволяет повысить эффективность взаимодействия спецслужб различного характера. Телекоммуникационные центры перехвата информации эффективно препятствуют образованию очагов напряженности, с которыми невозможно справиться демократическими методами. Это широкомасштабное наблюдение, для которого предназначены интеллектуальные компьютерные системы поиска и анализа информации, мощные базы данных с обработкой сверхбольших массивов информации и возможностями поиска по нечетким запросам.

Сетевой способ ведения информационной борьбы гораздо эффективнее обычного. Живучесть боевой сетевой системы несравнима с традиционными видами иерархически организованных боевых систем «человек — машина». У сетевой организации наблюдается существенная способность расти более чем в геометрической прогрессии. Здесь имеются в виду принципиально иные формы деятельности и принятия решений в военных и гражданских сообществах, когда происходит трансформация новейших информационных технологий в мегамашины двойного (в том числе и идеологического) назначения. Информация от СМИ воздействует значительно более действенно, чем в прежние годы, на общественное сознание, политические взгляды, моральные ценности и поведение людей. Информационный прессинг СМИ может создать атмосферу напряженности и политической нестабильности в обществе.

Информация оказывает решающее воздействие на процессы формирования личности и может вызвать неадекватное социальное или криминальное поведение групп людей и отдельных лиц, нанести физический, материальный и моральный ущерб гражданам. Последствия информационно-­психологического воздействия СМИ — глубокие трансформации индивидуального, группового и массового сознания, изменение социально-психологического климата. Это прежде всего манипуляционные воздействия на личность, на ее представления и эмоционально-волевую сферу; это инструмент психологического давления с целью явного или скрытого побуждения индивидуальных и социальных субъектов к действиям в интересах отдельных лиц, групп, организаций или стран, осуществляющих такие воздействия.

 

Вопросы для самоконтроля:

1. В чем заключаются функциональные возможности информационных систем

2.Как классифицируют информационные войны

3. Каковы цели информационной войны в военное время

4. Каковы цели информационной войны в мирное время

5. Концепция информационного общества

6. Определение информационной технологии по Глушкову.

7. От кого может происходить угроза информационных войн

8. Перечислите важнейшие свойства информации.

9. Перечислите закономерности организации и ведения информационной борьбы

10.  Перечислите основные операции обработки данных

11.  Перечислите основные свойства информационного оружия

12.  Перечислите отличительные черты информационного общества

13.  Перечислите составляющие активного ведения информационной войны в компьютерных сетях

14.  Перечислите способы организационного противодействия

15.  Перечислите способы программно-технического противодействия

16. Перечислите этапы работы информационной системы

17.  Чем отличается информационная война от информационной борьбы

18.  Чем отличается информационная революция от информационной войны

19. Что задает информационная составная ?

20. Что такое архивация данных?

21.  Что такое данные?

22. Что такое документалистика?

23.  Что такое защита данных?

24. Что такое интерфейс?

25.  Что такое информатика?

26.  Что такое информационная война?

27.  Что такое информационная открытость?

28. Что такое информационная система?

29.  Что такое информационное воздействие?

30.  Что такое информационное оружие?

31.  Что такое информационный процесс?

32.  Что такое информация?

33.  Что такое кибернетика?

34.  Что такое пассивное противодействие информационным войнам в компьютерных сетях

35.  Что такое пользовательский интерфейс?

36.  Что такое преобразование данных?

37.  Что такое сбор данных?

38.  Что такое сигналы?

39.  Что такое сортировка данных?

40.  Что такое технология?

41.  Что такое транспортирование данных?

42.  Что такое фильтрация данных?

43. Что такое форматизация данных?

44.  Что такое эффективность аппаратных средств?

45.  Что такое эффективность программирования?

46.  Что такое эффективность программного обеспечения?

47. Что является ключевым вопросом для информатики?

48.  Что является объектом воздействия в информационных войнах?

49.  Что является основной задачей информатики?

50.  Что является основным вопросом информатики?

51.  Что является основными задачами кибернетики?

52.  Что является предметом информатики?

53.  Что является предметом кибернетики?

54.  Что является средством ведения информационной войны?

 

Ключевые слова: сигналы, регистрация сигналов, данные, носители данных, разрешающая способность, динамический диапазон, информация, свойства информации, объективность и субъективность информации, полнота информации, достоверность информации, адекватность информации, доступность информации, актуальность информации, информатика, документалистика, кибернетика, предмет информатики, интерфейс, пользовательский интерфейс, основная задача информатики, основные направления информатики, ключевой вопрос информатики, эффективность информационных процессов, эффективность аппаратных средств, ремонт iPhone, эффективность программного обеспечения, эффективность программирования, основной вопрос информатики, зарождение данных, накопление данных, систематизация данных, обработка данных, отображение данных, коммуникационный сервис, информационное общество, цифровой барьер, компьютерная революция, информационная революция, информационная составная., информационная война, информационное воздействие, информационная открытость, средствами ведения информационной войны